Главная » 2014 » Ноябрь » 17 » Как рождается повесть
11:20
Как рождается повесть
Несколько лет назад занялась одной историей для своей новой повести "Хроники одной архивной папки". Как тогда казалось, историей очень частной и семейной. Касалась она брата моей свекрови Николая Будоля.

Начиная поиски, располагала буквально несколькими строчками - где Николай родился и когда погиб.

Из книги "Память" Свердловской области: "Будоль Николай Константинович, 1902 г. р.; белорус; место рождения: с. Валевка Новогрудского уезда, Польша; образование - высшее; место работы: УВЗ имени Дзержинского, лесной отдел; нормировщик. Место проживания: г. Н. Тагил. Арестован 15.10.37. Осужден 15.11.37 Особым Совещанием НКВД СССР по ст. 58-6 за шпионаж. Приговор: ВМН. Расстрелян 29.11.37. Дело прекращено за отсутствием состава преступления 15.09.56 Военной коллегией Верховного Суда СССР. Номер дела: 19568". Из семейных преданий было известно, что Николай учился в медицинском университете, как политический заключенный сидел в тюрьмах Польши, в конце 1931 года, согласно специальному разрешению, был обменен с польской стороной и оказался в БССР.

Значительный отрезок короткой жизни Николая Будоля был связан с подпольной работой в Западной Белоруссии - Новогрудок, Мир, Кореличи, Еремичи. Пришлось обратиться в Национальный архив Беларуси, Центральный архив КГБ Беларуси. Но больше всего документов того периода сохранилось в Гродненском областном архиве. Здесь нашла и такие из них, которые до меня не использовались в научном обороте и относятся к подпольной работе членов КПЗБ и "Громады". Именно они "развернули" мою документально-художественную повесть о Западной Белоруссии времен 1926 - 1931 годов.

Из донесений, отчетов Новогрудской воеводской полиции, ее тайных информаторов, протоколов допросов членов КПЗБ и "Громады" хорошо видна картина повсеместной организации первичных ячеек КПЗБ на территории воеводства.

Николай Будоль был арестован 9 января 1927 года. Он в списке 75 человек, проходивших по делу о ликвидации коммунистических организаций на территории Новогрудского воеводства. В списке встретилась фамилия Бориса Кита, тогда 17-летнего учащегося Новогрудской белорусской гимназии. Рядом с фамилией Будоль фамилии будущего Героя Советского Союза Владимира Царюка, будущего председателя Кореличского райисполкома Павла Железняковича, Клавдии Готько, Александра Бразовского и других. Одна короткая нить потянула за собой огромное количество человеческих судеб, между собой крепко связанных, переплетенных...

Кроме протоколов допросов узников новогрудского подполья, обнаружила "Журнал регистрации прибывших и убывших заключенных с 1.01.1928 по 31.05.1929". Он помог составить краткую хронологию тюремных перемещений Николая.

Когда смотрю на сохранившуюся фотографию Николая 1935 года, узнаю черты мужа, сына: острые височные залысины, насмешливые уголки рта, профиль, улыбка, глаза. Учительница из Еремичей Анна Владимировна Бондарик вспоминала, как после войны работала с дядькой моей свекрови, директором школы Евгением Емельяновичем Будолем. Когда мы пришли к ней, с порога так и заявила моему смущенному мужу: "Вы из Будолей. Точно - Будоль".

В моем архиве накопилось много документов, свидетельств, писем, записей после встреч с хранителями живой истории Новогрудского и Кореличского районов. Они могут восполнить белые пятна нашей отечественной истории. А работа над повестью "Хроники одной архивной папки" продолжается.

Источник

Просмотров: 344 | Добавил: nikafarfi | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0