Главная » 2012 » Апрель » 19 » Обещанного полгода ждут
09:42
Обещанного полгода ждут

На Украине официально заговорили о децентрализации. Разговоры будут продолжаться до первого октября.

Правительство Украины приняло распоряжение "Об организации проведения обсуждения положений изменений в Конституцию Украины по децентрализации государственной власти". Слова "федерализация" в распоряжении нет. Но так ли важно название?

Что планируют обсуждать

Требования Юго-Востока известны, лучше всего их в кратком виде сформулировал кандидат в президенты Сергей Тигипко. Вот что говорится на его сайте: "Формула единства такова: внеблоковый статус, второй государственный русский, гарантии прав носителей других языков нашей многонациональной страны, равное представительство всех регионов во власти, максимальные экономические и культурные права регионов, выборность губернаторов".

Слова "федерализация" в этом списке нет, но "максимальные экономические и культурные права регионов", а также "выборность губернаторов" – это фактически и есть основные признаки федеративного государства, как бы оно формально ни называлось.

Рассмотрим сперва основной вопрос – выборность губернаторов.

Выборы, губернаторы, мэры

Губернаторы на Украине не избирались никогда, в отличие от мэров городов любого размера. Создание работающей системы сдержек и противовесов региональной и муниципальной властей – непростая задача для любого молодого государства, не говоря уж о стране с серьезным кризисом государственности, каковой является Украина.

В ходе развития Евромайдана несведущие в украинской политической системе люди удивлялись тому, что толпа заставляла губернаторов стоять на коленях и каяться перед народом, а мэров – не трогала. Но это как раз и было вызвано тем, что мэров люди избирали сами, а губернаторов им присылали из Киева. И даже губернатор Львовской области, обладатель знаковой для каждого украинца фамилии Сало, много лет работавший в местной милиции, всё равно был "чужим". Так же, как чужим для Харьковской области был нынешний глава МВД Арсен Аваков, занимавший пост губернатора при Ющенко. Мэром Харькова тогда, кстати, работал нынешний кандидат в президенты от "Партии регионов" Михаил Добкин.

Учитывая, что политические предпочтения на Украине являются в целом строго региональными, избранные народом губернаторы, скорее всего, будут принадлежать к тем же политическим силам, что и мэры. Вот только, как показывает российский опыт, залогом плодотворной совместной работы это совершенно не является.

В России противоречия между губернаторами и мэрами региональных столиц или других крупных городов возникают регулярно. Не помогает даже принадлежность обоих к одной и той же партии "Единая Россия" и даже к одному и тому же "Народному фронту". После того как в России вернули прямые выборы губернаторов, немедленно возникла инициатива ликвидировать прямые выборы мэров крупных городов – и сейчас эта инициатива уже прошла первое чтение в Государственной Думе.

Что бы ни пели авторы песни "Мы не братья", политический менталитет русских и украинцев в целом весьма похож. Недаром украинские политтехнологи успешно работают на российском рынке, а без российских специалистов обходится редкая избирательная кампания на Украине. Поэтому в случае введения прямых выборов губернаторов, при учете сохранения прямых выборов мэров, конфликты между этими одинаково легитимными чиновниками на Украине будут неизбежны.

Для сторонников снижения управляемости государством это безусловно плюс. А вот для всех остальных – вряд ли. Поэтому то, как именно будут осуществляться выборы губернаторов и как свести к минимуму вероятные конфликты, весьма серьезная тема для обсуждения.

Русский язык и другие

И Леонид Кучма, и Виктор Янукович приходили к власти с обещанием поднять статус русского языка. Кучма оба срока вел ровно противоположную политику, Янукович бросил своим русскоязычным гражданам подачку в виде символического закона о региональных языках. Того самого закона, отмена которого стала одним из первых решений Верховной Рады после бегства Януковича. Потом Турчинов наложил на это решение вето, но, как говорится, осадочек остался.

Непризнание русского языка вторым государственным – краеугольный камень всех прозападных политиков. Пример Финляндии, где при объявлении независимости вторым государственным стал шведский, на котором говорили около 5% граждан, никого не вдохновляет. Не говоря уж о Белоруссии, где русский язык официально второй государственный, а по сути – первый. Даже пример Казахстана и Киргизии, где русский язык не назван государственным, но имеет официальный статус, кажется неправильным сторонникам идеи "Одна страна – один язык".

Доводов в пользу того, что государственный русский язык на Украине никому не нужен, сторонники западного выбора могут привести немало, причем на чистом русском языке. Когда Арсений Яценюк говорит, что этот вопрос будет решаться без всеукраинского референдума, потому что его результаты далеко не очевидны, он, кстати, опасается вовсе не триумфального голосования за русский язык. Как показывает опыт Латвии, где тех, для кого русский является родным, почти 34 процента, а за признание его государственным проголосовали менее 25%, многие русскоязычные вовсе не стремятся, чтобы их родной язык стал официальным. Называть ли таких людей манкуртами – личное дело каждого.

Если сейчас сделать русский язык вторым государственным на Украине, у российской пропаганды исчезнет серьезный информационный повод, а жители Юго-Востока ощутят себя хотя бы отчасти победителями. Партии, представляющие Запад (и украинский, и в целом), смогут, в свою очередь, долго и активно бороться за отмену русского как государственного. Словом, дело найдется всем.

С точки зрения здравого смысла двуязычная Украина – куда более привлекательное и конкурентоспособное государство. Проблема в том, что здравый смысл – последнее о чем думают при нацстроительстве. Если Юго-Восток Украины всё-таки останется в составе Украины, то статус русского языка как минимум на региональном уровне будет повышен. Вполне возможно, что это будет единственным положительным результатом нынешнего противостояния для Юго-Востока.

Что же касается венгерского языка в Закарпатье и румынского в Черновцах, их реальный статус, скорее всего, изменится не очень сильно. А вот будет ли на Украине наконец-то признан русинский язык и сам русинский этнос – отдельный важный вопрос, требующий серьезного рассмотрения.

Равное представительство регионов

Что имеет в виду Тигипко под "равным представительством регионов", сказать сложно. Пока что основным поставщиком политических лидеров является его родной Днепропетровск – отсюда родом Леонид Кучма, Павел Лазаренко, Юлия Тимошенко, Александр Турчинов и даже самый пророссийский политик на Украине Олег Царев. При Януковиче на первые роли выдвинулись "донецкие", но такой же массовости, как у "днепропетровских", они достигнуть не успели.

Вообще, на Украине сложилась довольно странная на первый взгляд ситуация – при том, что Восток более густонаселен и развит и в промышленном, и в образовательном плане, поставщиком государственнических идей является Запад. И, за неимением собственных мыслей по этому поводу, находящиеся у власти днепропетровцы и донетчане проводят в жизнь мысли львовян и тернопольцев. Западенцы за это ласково называют схидняков "быдлом".

Возможно, Тигипко имел в виду изменение числа представителей от регионов в Верховной Раде, или даже двухпалатный парламент с представителями от регионов. Но для этого сперва должна осуществиться другая идея – "максимальные экономические и культурные права регионов".

Федерализация без федерации

Максимальные права регионы имеют в федерациях. Этот способ государственного устройства изначально был придуман как раз для того, чтобы объединяющиеся в единое государство регионы имели возможность сохранить свою культурную самобытность. Но официально называться федерацией для этого совсем необязательно.

Разумеется, специалист по европейской регионалистике назовет серьезные отличия в положении французских регионов и германских земель – их много. Например, французские регионы не имеют права принимать собственные законодательные акты. Немецкие земли обладают ограниченной международной правосубъектностью. Но сказать, что у баварцев гораздо больше политических прав, чем у бургундцев, было бы не вполне верным. Несмотря на формальный унитаризм и отсутствие автономий, Франция позволяет своим регионам в экономической и культурной сферах довольно много. А вот прямых выборов глав регионов во Франции нет.

В классической федерации США прямым голосованием избираются практически все, кроме президента – губернаторы, мэры, прокуроры, шерифы и даже главы пожарных служб.

Вообще, "максимальные экономические и культурные права регионов" с выборными губернаторами – это свойственно федерациям. Но раз этого слова на Украине так сильно боятся, пускай его не будет – суть от этого не изменится. Учитывая тяготение украинского государства к парламентской модели государственного устройства, сильная региональная власть вполне сможет компенсировать слабость центральной. И если регионам в этой схеме будет комфортно, ни о каком сепаратизме или ирредентизме речи не встанет.

Не их проблема

На самом деле, главным в распоряжении «Об организации проведения обсуждения положений изменений в Конституцию Украины по децентрализации государственной власти» является вовсе не готовность Яценюка и Турчинова обсуждать децентрализацию, а сроки, которые выделяются на это обсуждение. Полгода. То есть сильно после выборов президента и вполне вероятных выборов в Верховную Раду. Получается, временные власти перекладывают решение этой проблемы на тех, кто будет у власти на Украине в конце текущего года – а спрогнозировать это сейчас крайне сложно.

С одной стороны, это правильно – так решения получат большую легитимность. А с другой – получается, что нынешние власти снимают с себя всякую ответственность в полном соответствии с принципом "сейчас обещаем всё, что угодно, а вешать будем потом". Условный президент Порошенко, опираясь на условную правящую партию "УДАР", может в новогоднем обращении к гражданам Украины с чистой совестью сказать, что по итогам обсуждения решили ничего не менять, сепаратизм не пройдет, слава Украине, героям слава.

И вероятность этого варианта развития событий ничуть не меньше, чем у всех прочих.

Источник: kavpolit.com
Просмотров: 273 | Добавил: nikafarfi | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0